Дистанционное обучение (ДО) – это совокупность технологий, которые обеспечивают доставку учащимся основного объема материала для изучения и тестирования. Возникло в Европе еще в конце XVIII века, с появлением регулярной почтовой связи и называлось «корреспондентским обучением». Впрочем, множество вполне современных вузов практикуют его и сегодня, наряду с использованием и новейших информационных технологий.

Стоит отметить, что во многих странах используются различные определения дистанционного обучения и образования, такие как «открытое», «виртуальное», «электронное», «онлайновое». Еще в 1969 году в Великобритании был основан первый в мире университет дистанционного образования – «Открытый университет».

Сегодня используются различные технологии ДО, сфера применений которых зависит от используемых средств информационного обеспечения, способов управления познавательной деятельностью обучаемых, методов контроля и самоконтроля знаний. В различных формах ДО существуют свои способы оценки знаний и свой необходимый уровень подготовки преподавателей.

Оптимизация ДО на современном этапе развития образовательной системы позволяет структурировать учебный процесс в зависимости от средств доставки учебных курсов. Это, в свою очередь, определяет способы взаимодействия между преподавателями и обучающимися.

В настоящее время наиболее перспективным является интерактивное взаимодействие в процессе ДО посредством интернета (чат-занятия, вебинары, веб-конференции). В 2003 году началась разработка единого стандарта интерактивного обучения SCORM, что постепенно приведет к расширению перечня требований к содержанию курсов и применяемому программному обеспечению.

Таким образом, использование технологий ДО позволяет, во-первых, снизить объем затрат на проведение обучения, во-вторых, проводить одновременное обучение большого количества человек и, в третьих, создавать единую образовательную среду (что особенно актуально для корпоративного обучения). Кроме того, качественный уровень ДО постоянно повышается за счет за счет использования современных средств связи, электронных библиотек, новейшего программного обеспечения.

 

            Видеолекции для студентов

Кто постоянно пользуются Интернетом и имеют привычку подводить вечером итоги дня, наверно, очень грустные люди. Потому что если постоянно пользуешься Интернетом, чаще всего хвастаться нечем. Только видеолекции и выручают. Это то же самое: сидишь в Интернете, смотришь ролики, оставляешь комментарии. Но если тратить на это 20-30 минут каждый день, за год-два наверняка встретишь в зеркале Ломоносова. Вот результат нашей ревизии — главные сайты, где учат на расстоянии, читая лекции или показывая кунштюки.

 

Новый сайт, называющий себя «открытым образовательным видеопорталом». у них там «3600 роликов по психологии, истории, философии, биологии, физике и другим наукам». Лекции на русском и английском (частично переведены), научно-популярные фильмы, короткие обучающие ролики. Одна из задач сайта — запись на видео выступлений лекторов в российских вузах. Несмотря на специфическое самоназвание, занудным сайт не назовешь. Если в одном разделе лежит курс академических лекций по биофизике, снятых на физфаке МГУ, то в другом обязательно будет что-нибудь вроде инфографики, объясняющей причины кризиса, — посмотреть и отдохнуть на переменке.

 

На этом сайте всегда было неуютно: мрачноватый внешний вид, почти обязательная регистрация (иначе не посмотришь некоторые ролики), навязчивые продажи видеокурсов. С другой стороны, я даже отписался от их почтовой рассылки: новые видеолекции выкладываются там каждые два-три дня. Большинство — о естественных, точных и прикладных науках.

 

MED-edu.ru – социальная сеть для медиков. Главное на сайте — записанные на видео операции, лекции, конференции.

 

На конференции TED (Technology Entertainment Design — Технологии, развлечения, дизайн) самые выдающиеся люди планеты рассказывают о самых важных вещах. Некоторые выступления публикуются с русским переводом. Если у вас это первый раз, начните с избранных роликов в нашей заметке.

 

Сайты с видеолекциями на русском покажутся поделками, если открыть их зарубежные аналоги. На одном только канале YouTube Edu бесчетное количество видеолекций, записанных в сотнях лучших учебных заведениях мира (мы так и не смогли их посчитать). Но без знания английского в них, увы, ничего не поймешь. Утешаться можно 125 роликами из МГУ и 158 из МГИМО. Правда, пока многие из них рекламно-декларативные (слово ректора, вводные лекции, истории об этих вузах).

 

Крупнейший в интернете сборник инструкций о чем угодно. Большинство снабжены видеороликами и понятны без перевода. Вам сюда, если надо овладеть практическим навыком, как забивать гвозди, снимать наручники без ключа, научиться фокусу. Вариант на русском языке — копилка умений «Скиллопедия».