Портфель  словесника

Меню сайта
Категории раздела
Фонетика [14]
Лексика [3]
Морфология [19]
Фразеология [0]
Морфемика Словообразование [2]
Виды разборов [0]
Синтаксис [3]
Схемы, таблицы,карточки [1]
Тесты [0]
ИРЛЯ(лекции) [0]
Стилистика [1]
Аудиоматериал [0]
Видеоматериал [0]
Русские лингвисты [0]
Презентации [6]
ПРОВЕРЬ СЕБЯ [0]
Занимательная лингвистика [1]
Орфоэпия [2]
Орфография [2]
B
Этот сайт защищен «Site Guard»
ПОИСК ПО САЙТУ
Главная » Файлы » СОВРЕМЕННЫ РУССКИЙ ЯЗЫК (теория) » Морфемика Словообразование

Словообразование
01.06.2014, 19:02

Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путем обогащения лексики русского языка. В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, придания своему тексту большей выразительности. Чаще всего придумываются не новые корни слов, а создаются новые словообразовательные производные по имеющимся в языке словообразовательным моделям.


Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:
1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),
2) определить, от чего и как образованно данное производное слово.

 

Средство и способы словообразования


Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).


Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются.

Среди операций такого рода можно выделить следующие:
1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист ? спец;
2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением: универсальный магазин ? универмаг;
3) изменение частеречной принадлежности слова: у прилагательного чайный представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная — только формы единственного числа женского рода и множественного числа.


Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство,

например: земля + делать ?  земл-е-дел-ец (сложение производящих основ + суффикс).

Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:
1)  приставочный:
делать  ? пере-делать;
2)  суффиксальный:
синий ?  син-ев-а, мыть ?  мыть-ся, гордый ? горд-и-ть-ся;
3)  приставочно-суффиксальный:
стакан ?  под-стакан-ник, бежать ?  раз-бежать-ся, говорить ?  пере-говар-ива-ть-ся.
4) бессуфиксный:
синь ? синий, выход ? выходить
5)  сложение целых слов:
диван + кровать ? диван-кровать,
6)  сложение основ с помощью соединительных гласных:
лес + степь
?  лес(о)степь;
7) сложение начальной части слова с целым словом:
стенная газета ? стенгазета;
8) сложение с одновременны присоединением суффикса:
Сок +о+ выжима-ть+-лк_( а) ?  соковыжималка;
9) сложение слогов и начальных букв (аббревиация):
Министерство иностранных дел ? МИД; городской отдел народного образования ? гороно;
10) Усечение основы производящего слова:
маг ? магнитофон, зам ? заместитель.
11) образование слов из словосочетаний:
с ума сшедший ? сумасшедший.

 

Образование слов путем перехода из одной части речи в другую


Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.
Например, некоторые  существительные образовались путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий). Этот способ еще называется субстантивацией.

Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу.

Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведу-ющ-ий ? заведовать, заведующий — ‘тот, кто заведует’.

Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением
— существительных (дома, весной),
— прилагательных (попусту, в открытую),
— деепричастий (сидя, лёжа),
— числительных (вдвое).


Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую — процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой ?  зима, леж-а ? лежать, по-пуст-у ? пустой.
 

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор производится по следующему плану:

1. Установить значение слова и определить, от какого слова (слов) оно образовано.
2. Определить (если необходимо), с помощью каких морфем образовано данное слово.
3. 3.Указать способ образования слова.

Приведем несколько примеров словообразовательного разбора:
1) излишество
излиш+еств (о)  ?  излишний; излишество — ‘что-то излишнее’;
способ словообразования — суффиксальный,

2) заметались — форма глагола заметаться
за + метаться  ?  метаться; заметаться — ‘начать метаться’,
способ словообразования — приставочный.

3) ухода
ухода — форма существительного уход
уход ? уходить; уход — ‘когда уходят, то же, что уходить’,
способ словообразования — бессуффиксный,

4) снегокаты — форма существительного снегокат
снег + о + кат  ?  снег + кататься, снегокат — ‘то, на чем катаются по снегу’,
способ словообразования — сложение с помощью соединительной гласной.

 

Категория: Морфемика Словообразование | Добавил: stefani
Просмотров: 676 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВСЕМ ПРИВЕТ!
***********
Olga Gizatulina

Создайте свою визитку
Форма входа
Карта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
[ Кто нас сегодня посетил ] [stefani UZ]
ОПРОС
Оцените мой сайт
Всего ответов: 390
Кнопка сайта


Сайт Гизатулиной О.И.© 2017 Создать сайт бесплатно